В 2024 году на фондовом рынке ожидается целый ряд событий, связанных с размещением акций. Не очень внимательные инвесторы часто путают между собой IPO и другие виды размещений. Давайте освежим в памяти эти термины — как всегда, простым и понятным языком.
📈Бывает, что на определенном этапе развития компании собственники принимают решение о продаже части принадлежащих им акций на открытом рынке. Причин для этого может быть много: извлечение прибыли, желание совладельца выйти из актива, способ расплатиться по долгам. Размещение акций может происходить в форматах IPO, SPO или FPO. Вот сегодня и разберёмся, что есть что.
Чтобы не пропустить другие интересные и полезные посты, подписывайтесь на телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
Всем известное IPO (АйПиО) — это самое первое размещение акций на бирже. Через эту процедуру компания из непубличной становится публичной, её акции начинают торговаться на бирже и становятся доступны к покупке неограниченному кругу лиц (то есть всем инвесторам).
‼️ IPO — ВОЗМОЖНОСТЬ ОБКЭШИТЬСЯ ОБ ИНВЕСТОРОВ?
В 2024 году на рынок выйдет большое количество компаний. Поэтому инвестору необходимо понимать — для чего это нужно бизнесу?
❓ Зачем продавать хороший бизнес?
В некоторых случаях действительно менеджмент может продать свою компанию. Особенно когда бизнес вблизи своих пиковых показателей. Значит, есть возможность выйти из компании и получить кэш.
☝️Однако куда чаще бизнес привлекает деньги для своего развития.
Не проще ли использовать долг, а не продавать акции? Вот несколько реальных причин выхода компании на IPO.
🔹 Проценты по кредиту снижают маржинальность бизнеса. Во время высоких ставок долг может быть нерентабельным.
🔹 Кредитная линия не безгранична. Она может быть исчерпана — невозможно привлечь новый долг.
🔹 Большая долговая нагрузка. Компания и так уже в долгах по самую шею. Поэтому единственным источником дополнительных влияний выступает IPO.
🔹 Лучший друг бизнеса — публичность. Растет имидж и бренд. Открытая и прозрачная отчетность может свидетельствовать о добросовестном бизнесе.
АО «Дом.РФ» совместно с правительством приступило к разработке возможных сценариев приватизации. Продажа планируется провести через первичное размещение акций (IPO) на Московской бирже с целью привлечения частных инвесторов. Предполагается, что IPO состоится в следующем году. Инициатива принадлежит гендиректору компании Виталию Мутко, который активно продвигает эту идею с середины прошлого года.
Приватизация АО «Дом.РФ» рассматривается как целесообразная как с точки зрения властей, так и с точки зрения менеджмента. Цель IPO состоит в привлечении дополнительного капитала для развития компании. По данным Минфина, обсуждение условий приватизации продолжается, при этом основным вопросом остается сохранение статуса публичной компании.
Пока что нет решения о полной приватизации, и контрольный пакет акций будет оставлен за государством. Вариант продажи части акций фондом национального благосостояния также рассматривается. Группа работает над оптимальным сценарием привлечения финансирования и планирует сообщить о принятых решениях в дальнейшем.
«СПБ биржа» планирует сосредоточиться на первичном размещении акций (IPO) санкционных промышленных компаний. В связи с ограничениями, наложенными США в 2023 году, биржа пересматривает свою стратегию и видит потенциал в IPO таких эмитентов, особенно в высокотехнологичных отраслях. Организаторы считают, что это позволит увеличить капитализацию фондового рынка и даст возможность российским инвесторам участвовать в развитии страны.
Власти также обсуждают механизмы, которые могут помочь санкционным компаниям выйти на IPO, видя в этом шанс стимулировать привлечение капитала на рынок. Однако, существуют вызовы, такие как низкий спрос со стороны институциональных инвесторов из-за рисков, связанных с санкциями.
Санкционные организаторы IPO создали новые юридические лица для проведения сделок и продолжают привлекать средства от российских резидентов. Однако, институты, имеющие деловые отношения с иностранными компаниями, могут избегать участия в сделках с санкционными эмитентами, опасаясь негативных последствий.
«У нас даже в самых хитовых сделках – типа [IPO] группы «Астра» или «Диасофта» — количество участвовавших институционалов – это 20 имен. По-моему, рекорд – это 22 имени. Из них материальны с точки зрения суммы заявки… пять шесть имен», — заявила топ-менеджер. «Институционалов… тех, кто может сделать большие сделки [на IPO], в районе 15 фондов, управляющих», — подтвердил ее слова Артем Клецкин, финансовый директор золотодобытчика «Южуралзолото» (ЮГК), который провел первичное размещение в декабре прошлого года.
За 2 недели с момента последней публикации индексов IPO (с 1 по 15 марта) они выросли. И сегодня только цифры.
Всего у нас 4 индекса:
• Широкий индекс PRObonds IPO (все IPO-акции, которым менее 1,5 лет, равными долями): +0,6% за первую половину марта,
• Узкий индекс PRObonds IPO (не включат акции одновременно из 3 листа и с кредитным рейтингом ниже ВВ): +0,5%,
• Широкий индекс PRObonds IPO – вторичный рынок (для индексов вторичного рынка акции покупаются спустя 5 торговых дней после самого IPO): +0,6%,
• Узкий индекс PRObonds IPO – вторичный рынок: +0,9%.
Индекс МосБиржи вырос за эти же 2 недели на 1,1%. Т.е. сегмент IPO проиграл на этом коротком промежутке всему рынку российских акций.
Предусматривается, что негосударственные пенсионные фонды (НПФ) смогут покупать акции эмитента, если их совокупная стоимость при размещении на организованных торгах не менее 3 млрд рублей (сейчас такой порог равен 50 млрд рублей). Также предлагается увеличить долю акций от общего объема размещения, которую может приобрести НПФ, с 5 до 10%.
Кроме того, Банк России разрешает НПФ по аналогии с пенсионными резервами вкладывать пенсионные накопления не только в акции из Индекса МосБиржи и первого котировального списка, но и в иные российские акции. Сейчас действует запрет для фондов на эти инвестиции. Однако приобретать такие акции НПФ сможет только в пределах единого 7%-ного лимита на активы с дополнительным уровнем риска. При этом Банк России будет контролировать, чтобы пенсионные накопления размещались исключительно в интересах клиентов.
Нам интересно и наблюдать новую волну российских IPO и делать хотя бы отчасти практические выводы.
Недавно мы составили индекс IPO. Подход простой: каждая вышедшая на IPO акция попадает туда в равных долях с другими и держится в нем 1,5 года.
И почти сразу решили его уточнить. Что сегодня и делаем. Делим индекс на широкий – в нем все IPO подряд. И узкий, откуда исключены акции, стартовавшие в 3-м листе МосБиржи и при этом с кредитным рейтингом ниже ВВ (сейчас это СТГ / Carmoney, Мосгорломбард и АГК / КЛВЗ Кристалл).
Результаты деления – на графике.
И сделаем еще шажок в осмыслении рынка.
Вероятность и суммы участия в IPO предсказуемы, как минимум, не всегда. Поэтому приводим еще пару индексов – индексы вторичных торгов IPO, nоже широкий и узкий.
Пищевая промышленность пришла на рынок IPO с неожиданным решением.
На прошедшей неделе состоялось размещение акций Калужского ликеро-водочного завода Кристалл» (тикер KLVZ, название акции АГ Кристалл, или АГК).
Примечательно не только бизнес-направление, но и кредитный рейтинг эмитента. Хотя для акций это не первый по важности показатель, но рейтинг КЛВЗ – В+. Самый низкий среди 12 компаний, вышедших на размещение акций после начала СВО.
Чудес пока не случилось. Компания с начальным P/E около 60 со стара торгов потеряла в капитализации -19%.
«Мы как минимум как биржа, как организатор торгов должны давать участникам рынка хорошие технические решения. Потому что иногда проблемы на аллокациях на предыдущих сделках возникали из-за технических накладок. Мы хотим помочь рынку эти технические накладки исключить. Мы работаем над технологическим решением по аллокациям, когда оно будет готово, мы его анонсируем», — сообщила представитель площадки.
«Часть брокеров берет комиссии не с тех бумаг, которые в итоге получил инвестор, а именно с общей суммы его заказа, которая размещается (в рамках IPO — FM). И в ряде случаев получается, что комиссия может достигать 5% относительно стоимости тех бумаг, которые он реально получит с учетом своих вложений. Это очень высоко и снижает доходность сделок в рамках вложений при IPO/SPO, и, может быть, повышает в этом смысле интерес к иным инструментам финансового рынка», — посетовал Владимир Чистюхин.
Из восьми прошедших в прошлом году размещений пять позволили инвесторам заработать, при этом по трем акциям доход к цене размещения превысил 50%, говорит директор департамента рынков акционерного капитала инвестиционного банка «Синара» Ирина Цаава. К таким доходным акциям относятся бумаги Genetico, группы «Астра» и Совкомбанка.
«Ажиотаж вокруг IPO подогревается активной рекламой брокеров. Существует прямая корреляция между рекламной активностью брокеров и спросом инвесторов на IPO конкретных эмитентов», — указывает Веревкин.
Отразим на двух графиках то, что в потенциале могла дать инвесторам отечественная индустрия IPO.
Считать будем с кризисного 2022 года, с ВУШ. В конце 2021 годы было 2 размещения – СПБ Биржа и Группа Позитив, с противоположными результатами. Но условия были несколько другими. Надежды эмитентов и инвесторов тоже.
С 2022 года (пусть и только с его конца) МосБиржа приняла 11 размещений акций. Что, в общем, немало. И ждет продолжения этого движения.
Результаты отдельных бумаг (только изменение их цен в %, без дивидендов) приведены на первом графике.
На втором – сводная визуализация, импровизированный «Индекс IPO». После каждого нового размещения доли входящих в индекс акций становятся равными, каждая из бумаг находится в индекса 1,5 года (пока это правило ни для одной из акций не сработало).
«Банк России постоянно проводит мониторинг и анализ всех состоявшихся и планируемых сделок IPO. Мы видим некоторые проблемы в процедурах проведения IPO и прорабатываем возможные направления совершенствования регулирования публичных размещений ценных бумаг», — заявили Frank Media в пресс-службе ЦБ.
Образовательная корпорация «Синергия» планирует провести первичное публичное предложение акций (IPO) на Московской бирже в 2025–2027 гг. В текущем году она может выйти на предварительное предложение бумаг (pre-IPO), заявил на пресс-конференции корпорации ее президент Вадим Лобов.
В состав корпорации входит более 50 компаний, большая часть – образовательные. Среди них – одноименные университет, колледж, школа бизнеса и онлайн-школа, а также платформа Sinergy kids для обучения дошкольников, центр переподготовки, языковой центр. В корпорации еще не решили, в каком виде будет проходить IPO, объединение компаний в холдинг и размещение его акций – лишь один из вариантов.
www.vedomosti.ru/investments/articles/2024/01/29/1017176-obrazovatelnaya-korporatsiya-sinergiya-planiruet-viiti-na-ipo
За последние 10 лет в России:
👉ни разу не было IPO в июне, августе и… сентябре!!!
👉В январе тоже скорее всего мы нескоро еще увидим IPO, единственное размещение которое было в этом месяце — это Светофор (2021)
👉больше всего IPO было проведено в ноябре (10 штук), в октябре и декабре по 6 штук